Политика руководства предприятием в период кризиса

Начавшийся экономический кризис 2020 года, вызванный глобальными событиями, затрагивает каждое предприятие российской экономики. Некоторые отрасли бизнеса смогут пережить его достаточно комфортно, отдельные виды бизнеса ожидает экономическое вымирание, однако каждое предприятие столкнется с последствиями сокращения платежеспособного спроса.

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы минимизировать потери?

1. Контроль дебиторской задолженности: оценка финансового состояния должников, досудебное взыскание, легальные процедуры арбитража

Платежеспособность контрагентов требует особого внимания в  период финансовой нестабильности. Каждое предприятие рискует столкнуться с неисполнением обязательств партнеров, при котором промедление может обернуться большими финансовыми потерями. Оценка дебиторской задолженности, активные действия по ее скорейшему исполнению – эти задачи становятся крайне важными во время финансового кризиса.

2. Сокращение расходов

Денежные средства предприятия становятся основным гарантом преодоления периода низкой доходности или полной остановки деятельности. В период экономического кризиса необходимо полностью сократить непродуктивные расходы, рассчитав необходимые резервы из расчета на самый негативный сценарий развития кризиса.

3. Оптимизация численности персонала

Сокращение рынка, падение производства, необходимость сокращать издержки, — эти объективные тенденции развития кризиса неизбежно приводят к сокращению численности персонала. Вместе с тем, при определении личностей тех, с кем предстоит расторгнуть трудовые отношения, необходимо руководствоваться важностью сотрудника для осуществления бизнеса и степени его востребованности на рынке труда. Помимо этого важным представляются и морально-волевые качества сотрудников, необходимые для преодоления кризиса и сохранения компании.

4. Разработка кризисного сценария на случай банкротства

К сожалению, развитие кризисных явлений может привести к банкротству и вашей компании. Если признаки приближающейся неплатежеспособности или недостаточности имущества начинают обретать реальность, необходимо предусмотреть план действий при банкротстве. Чем раньше руководители и собственники предприятия осознают неизбежность банкротства, тем больше шансов пустить этот процесс по наиболее безопасному руслу. Частичное финансовое оздоровление, сохранения здорового ядра бизнеса, отсутствие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности – эти итоги банкротства предприятия возможны только при профессиональном подходе и грамотном исполнении задач реструктуризации бизнеса.

5. Отказ от непрофильных расходных направлений деятельности

Оптимизация расходов и создание резервов для преодоления периода кризиса и стагнации ставит вопрос о реализации непрофильных активов и сокращении фронта развития компании. Однако при оценке направлений, подлежащих сокращению, целесообразно взглянуть на перспективы каждой из отраслей. Кризис это время переформатирования рынка и возникновения новых условий ведения бизнеса. Случается, что компания, пережившая мировой финансовый кризис, в итоги начинает разрабатывать новый сегмент рынка, который не являлся для нее основным в докризисном состоянии. Сокращая сферы деятельности стоит задуматься, а не имеется ли у вас уже готового зачатка будущей успешной деятельности?

6. Мониторинг развития ситуации в отрасли

Изменения рынка в кризис происходят стремительно. Могут упасть самые большие и казалось бы незыблемые игроки. Их падение может задеть и вас, похоронив под обломками ваш бизнес, а может освободить сегмент рынка, который может быть освоен вашей компанией. В любом случае, выигрывают те игроки, которые смогли точно отследить период прохождения пика (или «дна») кризиса и определить зарождающиеся движения восстановления. Именно в этот момент необходимо переходить от режима сохранения и консервации в режим освоения освободившихся ниш.

7.  Прогнозирование точек дальнейшего роста

Любой мировой кризис заканчивается. Убыстряющийся темп экономической жизни дает повод рассчитывать, что период стагнации не будет длиться десятилетия. Вместе с тем, после кризиса экономическая жизнь и развитие в целом будут происходить в абсолютно новых условиях. Изменится структура спроса и сами субъекты экономических отношений. А значит, нас ожидает новый сценарий роста, где востребованными могут оказаться совершенно новые товары, услуги и ценности. Стратегическая задача развития вашей компании заключается в определении будущих направлений роста уже сейчас.